В переводе с греческого - "распрягающий коней". Мужчина, носящий это имя обладает в большинстве своем холерическим темпераментом. В [...]
Имя происходит от древнегреческого слова `георгос`, означающего `земледелец`. В детском возрасте Георгий держится несколько в стороне [...]
Самый простой и дешевый способ привести себя в порядок – это картофельная диета. Картофель довольно сытный продукт и вы не будете [...]
Кожа у малышей гораздо нежнее, чем у взрослых, раздражения и опрелости возникают очень легко, поэтому нужно подмывать ребенка каждый [...]
Во второй половине беременности у многих женщин на коже груди и живота появляются красновато-голубые атрофические полосы, или стрии [...]
Миллионы современных девушек задаются вопросом: «когда же пора переходить от романтических свиданий и страстных поцелуев к сексу?» [...]
Некоторые "побочные" любовные связи длятся всю жизнь, но это скорее исключение. Как правило, такие отношений не бывают продолжительными, [...]
1. Научите своего сына выражать словами то, что он чувствует.Малыш может кричать от отчаяния, прятаться от смущения, кусаться от волнения [...]
Кому-то может показаться, что содержать огород плевое дело – не забывай поливать растения да выдергивай себе сорняки время от времени… [...]
Сарафаны на Руси были популярны издавна. Однако немногим известно, что в старину этот предмет гардероба носили не только женщины, но и [...]

Развитие

Массаж для малышей от 6 до 10 месяцев

Техника массажа, рассказанная в данной статье скорее подходит под комплекс физических упражнений, который каждая мама способна делать ежедневно со своим малышом, а не курс лечебного массажа, который проводит только врач-специалист.

Ни в коем случае нельзя делать массаж, если:

  • Проявляются обширные поражения кожи(диатез);
  • Врожденный порок сердца.

Также не следует проводить комплекс упражнений, если:

  • Малыш капризничает и проявляет недовольство;
  • Ребенок голоден

Подробнее...

Инкубационные периоды детских инфекционных заболеваний

Все инфекционные заболевания имеют свои периоды развития в организме человека, но все они проходят инкубационный период, который у каждой из болезней различен. Инкубационные периоды детских инфекционных заболеваний должна знать каждая мама. Сохраняйте себе, чтобы они были всегда у вас под рукой!

Инкубационный период – это время, которое проходит с момента попадания в организм возбудителя болезни до начальных симптомов. Длительность этого периода отличается у разных болезней. На нее влияют различные факторы, такие как вирулентность и количество проникших в организм возбудителей болезни, состояние организма человека и его иммунитета. Когда идет инкубационный период, бактерии очень быстро размножаются в тропном органе.

Подробнее...

Прогулки с малышом зимой

detskaya kolyaska zimaГулять с ребенком нужно в любую погоду – об этом прекрасно знают все родители. Но когда дело доходит до практического воплощения этой бесценной рекомендации, мамы и папы часто сталкиваются с массой сложностей. О чем же нужно помнить, чтобы прогулка принесла здоровью крохи только пользу?
Огромное значение для правильной комплектации гардероба крохи имеет его личная «термодинамика»: кто-то мерзнет при обычной комнатной температуре, а кто-то обливается потом даже на морозе. Есть дети, которые ни секунды не пребывают в покое, а есть философы, надолго застывающие в созерцательной позе при виде кружащихся в воздухе снежинок. Так что, прислушиваясь к советам мамочек на детской площадки и впитывая их опыт, не забывайте о личных особенностях собственного малыша.

Подробнее...

Школьные рюкзаки и ранцы: особенности выбора

С приближением очередного учебного года у многих родителей возникает много хлопот, ведь нужно приобрести столько всего для школы. Папы и мамы спешат подобрать для деток школьную форму, ранец, канцелярские принадлежности и прочие необходимые мелочи. И если к выбору тетрадей и канцелярских принадлежностей можно отнестись с улыбкой, предоставляя ребенку выбрать понравившийся вариант, то к школьным рюкзакам и ранцам стоит отнестись с особым вниманием.

Многие школьники сами хотят выбирать для себя наиболее привлекательные модели, но родителям в этом вопросе не стоит полагаться исключительно на детские желания. Зачастую дети обращают внимание только на внешний вид ранцев. Юные школьники, как правило, предпочитают яркие модели с изображением героев любимых мультфильмов. Ребятам постарше больше по душе школьные сумки с разными символами и слоганами, которые соответствуют их увлечениям.

Подробнее...

Как лечить фимоз

Сегодня редко можно встретить человека, не слышавшего слово «фимоз». Однако давайте все же вспомним определение этому понятию. Фимоз – суженая крайняя плоть, в результате чего головка полового члена либо не до конца открывается, либо не может оголиться совсем. Эта проблема беспокоит обычно мальчиков в возрасте от 3 до 4 лет, реже – взрослых мужчин. Рассмотрим, как избавиться от фимоза и наиболее эффективные методы для этого.

Подробнее...

Какой круг для плавания лучше купить ребенку?

Лето, отпуск, поездка к морю – это все предпосылки, чтобы купить детский круг для купания. На первый взгляд, что может быть проще? Какой еще предмет может обезопасить игры ребенка в воде, конечно, – детский круг для плавания. Ассортимент товаров для безопасного обучения плаванию не просто широк, а «безграничен».

 

Как правильно купить детский круг для плавания, чтобы он был надлежащего качества, обладал надежностью и нравился малышу?

Подробнее...

Обувь для занятий спортом

Спорт в детстве - это здоровье во взрослой жизни, поэтому задача родителей - приложить максимум усилий, чтобы ребенок приобщился к физическим нагрузкам с ранних лет. Кроме того, взрослые должны помогать и оказывать всяческое содействие для того, чтобы тренировки проходили с пользой для здоровья. В связи с этим ребенку необходимо закупить все необходимое спортивное снаряжение, соответствующее тому виду спорта, который он предпочел. Особенно важно правильно подобрать обувь, поскольку именно на ноги приходится большая часть нагрузки. В основном везде руководители кружков просят родителей приобрести чешки, поскольку это самый оптимальный вариант для всех видов занятий. Тем не менее, есть и исключения.

Подробнее...

Уход за новорожденным ребенком

newborn2В утробе матери ребенок находился при температуре 38 градусов, околоплодные воды защищали его от толчков и вредных влияний внешней среды, а питательные вещества он получал из крови матери через детское место и пуповину. При родах эти условия резко поменялись, а тело ребенка и головка, меняющая свою форму, подверглись сильному давлению. Иногда на головке появляется родовая опухоль, которая со временем пропадает. Ножки малыш поджимает к животу, а голени у него слегка искривлены.

Организм новорожденного еще не способен удерживать температуру тела 36,5 – 37 градусов и в прохладной комнате его температура может упасть ниже нормы, что вызовет заболевание, а иногда и смерть ребенка. В условиях высокой температуры малыш может перегреться, у него появится температура, сыпь на теле (потница), расстроится пищеварение, он станет беспокойным и будет плакать.

Подробнее...

Как одевать новорожденного ребенка

newborn1Для каждого случая и времени года одежда может быть разной. Зимой, летом, весной и осенью. Обо всех тонкостях подбора одежды читайте далее. У каждой беременной женщины "разбегаются" глаза в детском магазине при виде многообразия и великолепия одежды для новорожденных.

Одевайте своего ребенка в соответствии с окружающей температурой! Многим мамам кажется, что ребенок мерзнет и его одевают в двадцать маек и десять кофточек. Ребенок легче переносит температуру пониженную, чем повышенную. И болеют детки не из-за переохлаждения, а из-за того, что сначала взопреют , а потом мамы их раздевают. Одевая своего малыша представьте, что это вы одели на себя и как вы будете себя чувствовать.

Подробнее...

Как одежда влияет на развитие ребенка?

 Модная, красивая, яркая одежда нужна ребенку не только для развития эстетического вкуса. Знаменитый педагог прошлого Мария Монтенссори даже построила на этом часть своей педагогической системы. Сейчас уже многие родители знают, что мелкая моторика рук напрямую связана с участками мозга, отвечающими за развитие речи и памяти. Развивая мелкую моторику, следовательно, развиваем и память, и речь.

Подробнее...

Выбираем детский велосипед

Малыши растут очень быстро. Приходит время, когда понимаешь - коляски ребеночку уже мало. Значит, пора покупать ему новое средство передвижения, к примеру, детский велосипед. Как выбрать велосипед деткам от 1.5 до 6-ти годиков? Что предлагает маленьким велосипедистам отечественный рынок?

Подробнее...

Гипертонус у новорожденного

Сколько бы мама ни пыталась поздороваться с малюткой, взяв его за пальчики. Это ей пока что вряд ли удастся из-за плотно сжатых кулачков новорожденного. Позу, когда ручки прижаты к телу, а ножки скрючены и поджаты к животу, медики возвышенно называют позой Будды. Все новорожденные находятся в этой позе, что вызвано повышенным тонусом мышц сгибателей в руках и ногах.

У мам не должно быть волнений по этому поводу до 3-4 месяцев. До такого возраста повышенный мышечный тонус – норма. К 3 месяцам ребенок должен начать разжимать и сжимать кулачки, а пальчиками рук старается захватить игрушку. Если это не произошло, то проблему предстоит решать с помощью невролога, который назначит массаж, плавание, гимнастику.

Загрузка...

  • Присмотритесь к ножкам и ручкам новорожденного, мамы порой замечают синюшный оттенок стоп и кулачков. Это обусловлено тем, что у него еще не наладилось кровообращение, и стоит ему энергичнее подвигаться, как стопы и кулачки тут же порозовеют.
  • Мам тревожит, что стопы малыша сильно завернуты внутрь или наружу. И то, и другое объясняется слабостью мышц в голеностопном суставе. Такие явления вызваны гипоксией ( нехваткой кислорода ) во время беременности. Однако переживать по этому поводу не стоит, потому что такие дефекты очень хорошо корректируются с помощью массажа.
  • Иногда из набухших сосков ребенка выделяется молоко. Оказывается, это вполне нормальное явление – как для новорожденных мальчиков, так и для девочек. Это гормональный криз новорожденного. Он вызван тем, что гормоны матери попали в кровь младенца. Все пройдет само собой. Но ни в коем случае нельзя выдавливать молоко из сосков! Достаточно положить на них сухое тепло. Выделения появляются на 3-5 день жизни малыша, держатся неделю и проходят.
  • Некоторые молодые мамы, глядя на своих новорожденных мальчиков, не находят их яички на естественном месте. Если это происходит, то, значит, яичко не успело опуститься в пах до рождения и застряло в канале. До года нервничать нет нужды. Если ситуация не изменилась, то яички «выводятся» хирургическим путем, так как они не должны быть в брюшной полости. Бывает и обратная ситуация, малыш рождается с большими набухшими яичками. Это вызвано отеком оболочки яичка. Он не лечится и проходит сам собой, но малыша наблюдает хирург.
  • Настоящую панику вызывают порой кровянистые выделения из вагины у девочек, хотя и в этом нет ничего страшного. Это тот же гормональный криз, который вызывает выделение молока из сосков, и он тоже проходит.
  • И еще одна «штучка» вызывает недоумение мам – пупочек. Вывернутая наружу культя пупочного канатика выглядит неэстетично, но это ненадолго. Спустя 10 дней она отпадает, и пупочек приобретает красивую витиеватую форму спящей улитки.

Двенадцатый месяц жизни ребенка

К концу двенадцатого месяца жизни кроха вырастает примерно на 25 см и набирает в весе приблизительно 7 кг от момента рождения. Таким образом, к концу первого года жизни вес ребенка составляет около 10–11 кг, а рост может колебаться от 75 до 80 см.
Совсем скоро малыш отметит первый День рождения! Эта дата официально обозначит окончание периода младенчества и переход в детский возраст.

В этом возрасте большинство детей начинают самостоятельно ходить. Помимо хождения годовалый малыш может приседать и выпрямляться без опоры; поднять предмет, наклонившись; кроха самостоятельно приседает на корточки; встает из сидячего положения, придерживаясь за опору; ходит чередующимся шагом. Карапуз может свернуть с пути и изменить направление движения; он также может взбираться вверх по лестнице, держа взрослого за руку. Не присаживаясь, карапуз может пройти до трех метров.

К двенадцатому месяцу жизни у малыша начинает вырабатываться контроль собственных движений: он пробует удерживать равновесие с помощью одной руки, для того чтобы в другой можно было держать игрушку. Сидящий на полу ребенок не теряет равновесия даже тогда, когда кто-либо из взрослых поднимает ему ножку (например, надевая ботинок).

Отметим, однако, что каждый малыш развивается индивидуально: так одни спешат встать, не пройдя периода ползания; другие же по долгу оттачивают каждый новый навык (ползание, вставание, хождение вдоль мебели, хождение за ручку).

Загрузка...

Время, когда ребенок начинает сидеть, стоять или ходить, зависит не только от развития его нервной и мышечной систем, но и от того, насколько окружающая его обстановка способствует приобретению карапузом двигательных навыков. Если лишить ребенка возможности активно двигаться (к примеру, малыш растет в стесненных жилищных условиях и большую часть времени проводит в кроватке) – замедлится и его развитие.

Обычно дети начинают ходить до 1,5 лет. Проявить беспокойство и обратиться к врачу следует, если в этом возрасте ребенок еще не сидит и не ползает.

Родителям следует обратить внимание на то, что с тех пор, как малыш начинает активнее двигаться, в массе он прибавляет меньше.

Отметим, что навыки речи и ходьбы – 2 основных этапа развития ребенка в этом возрасте. Они немного конкурируют друг с другом, поскольку малыш способен концентрироваться лишь на одном действии. Вот почему ребенок, который хорошо ходит, может меньше говорить; и, наоборот, малыш, который позже встал, как правило, знает больше слов.

Движения рук крохи тоже становятся более координированными: теперь ребенок может брать игрушки одновременно двумя руками. Пытаясь захватить несколько предметов за один прием, малыш раскрывает ладошку соответственно их размерам. Появляется «щипковый захват» (ребенок захватывает мелкие предметы и игрушки согнутыми большим и указательным пальцем).

Малыш постепенно учится быть более самостоятельным – сам ест печенье или сушку, пытается пить из чашечки, держать ложку.

Теперь кроха стремится проявлять индивидуальные качества, хотя он еще полностью зависим от взрослого. Возраст одного года – это второй критический период в развитии малыша после кризиса новорожденного. Это кризис мировоззрения, который открывает растущему карапузу перспективы ориентации в мире вещей.

К концу двенадцатого месяца ребенок самостоятельно пьет из чашки до 100 г жидкости, держа ее в своих руках. Не бросая чашку, может сам поставить ее на стол. Держит пальцами ложку, водит по ней тарелке, пытаясь захватить еду.

В этом возрасте кроха спит один раз в день, в послеобеденное время. Ночной сон практически полностью налажен и составляет 10–12 часов.

К концу первого года жизни у ребенка закрывается большой родничок.

Масштабы развития ребенка на первом году жизни поражают:

▪ На двенадцатом месяце жизни малыш, как правило, уверенно стоит без опоры.

▪ Большинство детей в этом возрасте начинают самостоятельно ходить.

▪ Карапуз может встать на ножки из положения сидя на корточках.

▪ Во время игры кроха берет предмет в рот или подмышку, чтобы высвободить руку и взять что-нибудь еще.

▪ Малыш уже способен собрать пирамидку и построить фигуру из двух–трех кубиков. Знает, как пользоваться некоторыми предметами, такими как телефон, утюг, молоток. Выделяет любимые игрушки.

▪ Кроха проявляет привязанность к родителям или к тому человеку, который о нем заботится.

▪ Резко реагирует на уход родителей.

▪ Карапуз начинает активно проявлять свой нрав – капризничает, если ему что-либо не нравится. Кроме того, у крохи появляется чувство юмора.

▪ Может отказываться от новой, непривычной ему еды.

▪ Может откусывать и жевать твердую пищу.

▪ Самостоятельно пьет из чашки. Пытается пользоваться ложкой.

▪ Способен понять почти все, что ему говорят взрослые.

▪ Произносит 10–15 облегченных и имитирующих или звукоподражательных слов.

▪ Узнает животных на картинках.

▪ Способен найти спрятанный предмет.

Одиннадцатый месяц жизни ребенка

В среднем на одиннадцатом месяце жизни малыш прибавит в весе примерно 400 г и подрастет на 1,5 – 2 см. Таким образом, масса мальчика может колебаться в диапазоне 8300 – 12300 г, а вес девочки – в пределах 8100 – 12200 г. Рост малышей в этот период обычно составляет: от 69,9 до 80,4 см у мальчиков и от 69 до 78,3 см у девочек.
В этом возрасте у крохи активно формируется так называемый «молочный прикус», помогающий ему в последствии познакомиться с новыми видами пищи.

На одиннадцатом месяце жизни все ярче проявляются индивидуальные двигательные различия малышей: пока одни дети продолжают учиться ползать, другие уже начинают ходить. Однако и те, и другие активно используют доступные способы передвижения для того, чтобы изучать окружающее пространство.

Чтобы достать интересующий предмет, кроха может использовать разные движения: придерживаться за мебель, подтягиваться наверх, чтобы встать. Малыш опускается на четвереньки и ползет для того, чтобы обогнуть препятствие; карабкается на стул, чтобы протянуть руку и достать желаемое. Хороший мышечный тонус позволяет крохе сохранять равновесие, не только сидя, но и стоя, держась опору. Особенно активные малыши могут стоять без опоры в течение 5 секунд, балансируя руками.

Ребенок открывает для себя интереснейшую игру: придерживаясь одной рукой за прутья манежа или кроватки, он может свободной рукой держать игрушку, стучать ей о бортик и бросать на пол. Бросание игрушки знакомит малыша с весом предметов, при этом, кроха учится рассматривать предметы в другом ракурсе.

Движения рук ребенка становятся более умелыми и ловкими. Малыш берет вытянутыми указательным и большим пальчиками мелкие крошки (пинцетный захват). Умеет рвать бумагу: хватает листы, поворачивая руку в запястье, и разрывает их.

На протяжении одиннадцатого месяца жизни ребенок овладевает новыми целенаправленными действиями с предметами и начинает выполнять их по просьбе взрослого. Он накладывает кубик на кубик, но сразу же рушит эту конструкцию; снимает кольца со стержня; пытается надеть кольцо на стержень; втыкает втулки в отверстия; катает мяч или шар.

Приблизительно 50% малышей обычно начинают ходить к концу одиннадцатого месяца. Однако нормой считается освоение навыка хождения ребенком в период с девяти до шестнадцати месяцев.

Успехи в приобретении этого навыка связаны с тремя факторами: мускульной силой, чувством равновесия и темпераментом. Последний более всего влияет на то, в каком возрасте малыш начнет ходить. Так, дети со спокойным темпераментом часто не торопятся вставать на ножки. Для таких малышей передвижение ползком долгое время оказывается более быстрым способом, чем ходьба, и они с удовольствием совершенствуются в нем, не стремясь ходить.

Детей, начинающих ходить поздно, вероятно, в большей мере занимает возможность рассматривать и изучать разные предметы, а не осваивать новые двигательные навыки. Такие малыши в своем темпе проходят этот этап развития, взвешивая каждый шаг. При этом, начав ходить, такие малыши сразу держатся довольно уверенно.

Дети, обладающие взрывным темпераментом, напротив, начинают, ходить довольно рано. Обычно это очень импульсивные, подвижные малыши, стремительно преодолевающие каждую веху развития.

Загрузка...

Помимо темперамента, на способность к раннему хождению влияет и тип телосложения маленького человечка: худенькие дети, как правило, осваивают ходьбу раньше. Малыши, начавшие рано ходить, обычно отличаются резвым характером, чаще падают и в большей степени подвержены риску несчастных случаев, чем их более осмотрительные сверстники.

Благодаря наличию врожденных мыслительных схем дети управляют своими действиями и организуют информацию, поступающую из окружающего мира. Способность к усвоению позволяет детям сначала «укладывать» новую информацию в имеющуюся у них схему без изменений самой схемы, потом приспосабливать ее к этой схеме и, наконец, изменять схему при поступлении информации, противоречащей ей. Одиннадцатимесячные малыши используют эти новые способности одновременно, что помогает им совершенствовать их двигательные и прочие навыки, рационально использовать новую информацию и легче приспосабливаться к меняющейся окружающей среде.

К концу одиннадцатого месяца жизни у ребенка может насчитываться 8 зубов: по 4 передних зуба сверху и снизу.

Кроме того, у малыша может начать резаться первый коренной молочный зуб, так называемый «моляр». Его появление может сопровождаться температурой и беспокойством малыша, из-за болезненности прорезывания. Симптомом прорезывания моляра часто становится то, что ребенок треплет себя за ушко из-за неприятных ощущений в десне. Родителям следует быть внимательными, чтобы не спутать появление зуба с болью в ухе. Если температура держится продолжительное время, а из уха появляются выделения – следует немедленно обратиться к врачу.

На одиннадцатом месяце жизни ребенка дневной сон постепенно переносится на 14 часов. То есть малыш начинает спать днем один раз. В то время как интервал ночного сна увеличивается.

Рассмотрим, какими новыми умениями обладает одиннадцатимесячный малыш:

▪ На одиннадцатом месяце жизни кроха может самостоятельно садиться из положения «лежа на животе».

▪ Карапуз способен уверенно ходить, держась за опору.

▪ Непродолжительное время стоять без посторонней помощи.

▪ Аккуратно, не обронив, поднимать с поверхности мелкий предмет кончиками большого и указательного пальцев.

▪ Малыш может играть в «ладушки», громко хлопая в ладоши или махать рукой на прощание.

▪ Отвечать жестом на короткую команду «Дай!» протягивая родителям руку с требуемым предметом.

▪ Излюбленной забавой малыша в этом месяце может стать игра в мячик. Кроха охотно ловит мяч и катит его обратно к взрослому.

▪ Одиннадцатимесячный кроха способен понимать слово «нельзя».

▪ В этом возрасте малыш способен выражать свои желания другим способом, кроме плача.

▪ Он может отчетливо произносить: «папа», «мама», «дай», а также произносить еще 3 и более слов.

Десятый месяц жизни ребенка

За десятый месяц жизни малыш прибавляет в весе около 400 г и вырастает на 1,5 – 2 см. Таким образом, вес мальчика может составить 9200 – 9900 г, а рост – приблизиться к 72 – 74 см. Вес девочки может достигнуть 8600 – 9500 г, а рост – 71 – 72 см. Однако в наше время в этом возрасте нередко встречаются и великаны, чей вес составляет около 11кг, а рост – 78 см.

У десятимесячного крохи продолжают прорезываться и расти зубки. К концу месяца их может быть уже шесть (четыре – сверху и два – снизу).

В этом возрасте малыши продолжают совершенствовать двигательные навыки и расширяют свои познания об окружающем мире. Улучшается тонус мышц, движения ребенка становятся все более координированными. Обычно на десятом месяце жизни малыш уже уверенно сидит без опоры с прямой спиной, самостоятельно встает из этого положения на ножки, придерживаясь за опору (кроватка, манеж), и шагает вдоль нее, перебирая ручками.

Поддерживаемый взрослым за руки, кроха хорошо стоит на ровных подошвах, равномерно распределяя между обеими ногами массу своего тела. Чувствуя опору, ребенок учится поочередно поднимать то одну, то другую ногу. Совсем скоро карапуз порадует родителей первыми шагами.

С 10 месяцев начинается этап формирования функциональных действий (более сложных и осознанных манипуляций), который в последствии захватывает второй и третий годы жизни крохи. В этот период закрепляются все ранее приобретенные малышом навыки. Ребенок начинает подражать действиям взрослого.

Если раньше он обращался со всеми предметами одинаково, следуя «логике руки», например, подносил ко рту абсолютно все игрушки, размахивал ими или стучал, то теперь каждый предмет приобретает для карапуза особые свойства. Малыш уже способен выполнять сложные действия с предметами: он открывает и закрывает коробочки; дает и берет мяч; прячет игрушки, снимает кольца со стержня пирамидки, вкладывает маленькую матрешку в половину большой матрешки и т.п.

Продолжается развитие движений кисти и пальцев рук. Обученный ребенок способен вкладывать одну игрушку в другую, разбирать простую пирамидку. Малыш может взять небольшой предмет двумя пальцами: большим и указательным. Это необходимый этап на пути к формированию координации тонкой моторики.

Кроме того, в десятимесячном возрасте у ребенка усложняются в качественном отношении и становятся ярче ощущения запаха и вкуса; продолжает развиваться слух, обоняние и осязание.

В этом возрасте малыш охотно контактирует с другими детьми, проявляет интерес к происходящему вокруг. Общение крохи со взрослым становится полноценным процессом, при котором ребенку интересен и собеседник, и повод разговора. Помимо использования собственных речевых средств, малыш поддерживает процесс общения и при помощи неречевых компонентов: прикосновений, улыбки, смены выражений лица, жестов.

На протяжении десятого месяца жизни карапуз учится залезать на диван и слезать с него, карабкаться по ступенькам и т.д. Приобретаемые двигательные умения позволяют ребенку смотреть на окружающие предметы в новом ракурсе и с разного расстояния.

Заметим, однако, что двигательная активность детей в этом возрасте может иметь индивидуальные отличия. Далеко не все малыши пытаются утолить свои исследовательские интересы постоянным стремлением двигаться куда-либо. Некоторые дети, наоборот, могут подолгу находиться на одном месте и играть с одной игрушкой. Скорость исследования окружающего пространства не связана с развитием познавательных способностей ребенка: так, на первый взгляд, флегматичные, малыши за этот срок становятся, не менее умелыми и энергичными, чем их активные сверстники.

Режим питания на десятом месяце жизни малыша не претерпевает кардинальных изменений. Ребенка по-прежнему кормят 5 раз в день (обычно в 6.00, 10.00, 14.00, 18.00 и 22.00). Некоторые дети в этом возрасте сами переходят на четырехразовое питание – если малыш здоров, то это вполне допустимо. Общий суточный объем пищи в этом возрасте и до конца первого года жизни составляет 1–1,2 л.

Проблемы со сном в этом возрасте могут возникнуть из-за того, что за день малыш испытывает большое количество новых эмоций. Вот почему перед тем, как укладывать кроху спать, важно создать спокойную и расслабляющую атмосферу в детской. Не стоит пренебрегать привычными ритуалами, совершаемыми перед отходом крохи ко сну. А также нарушать распорядок дня карапуза.

В возрасте десяти месяцев малыш, как правило, овладевает следующими навыками:

▪ Кроха уже может пытаться ходить, держась обеими руками за опору.

▪ Садится из положения стоя.

▪ Танцует под музыку: раскачивается, кружится, притопывает, «подпевает».

▪ Малыш уже способен унести два мелких предмета в одной руке.

▪ В этом возрасте ребенок начинает отдавать предпочтение одной руке и стороне тела.

▪ Кроха активно пытается подражать жестам и выражениям лица взрослых, а также звукам, которые слышит.

▪ Боится неизвестных ему мест: осматривается и волнуется, попадая в незнакомую обстановку.

▪ Понимает и выполняет некоторые просьбы.

▪ Любит помещать предметы друг в друга и наблюдать за этим процессом.

Девятый месяц жизни ребенка

На протяжении девятого месяца жизни вес ребенка увеличится в среднем на 500 г, а рост – примерно на 1, –2 см. Таким образом, к концу этого месяца вес мальчика может составить 8800–9700 г, а рост – приблизиться к 73 см. Вес девочки может колебаться от 8400 до 9000 г, а рост – составить 71 см. К девятому месяцу жизни малыш может уверенно сидеть около 15 минут, опираясь на одну руку, и пытаясь свободной рукой дотянуться до игрушки.

К началу девятого месяца, при поддержке взрослого, карапуз может уверенно стоять, опираясь на подошвы, а к концу этого месяца кроха может начать ходить у опоры. Как правило, этот процесс начинается как путешествие вдоль дивана или вокруг журнального столика и вскоре достигает глобальных масштабов. В полные девять месяцев ребенок потихоньку переходит от одного предмета к другому, слегка держась за них руками. Смотрит на взрослого, держась одной рукой за опору, и направляется к нему приставным или чередующимся шагом. Неутомимый исследователь может делать по 2-3 таких перехода.

В этом месяце кроха может сделать небольшой перерыв в своих достижениях – это обусловлено тем, что ему нужно время, чтобы закрепить и отработать уже имеющиеся навыки.

К девятому месяцу жизни малыш старается все делать самостоятельно. Если он умеет ползать, то ползает постоянно, не зная отдыха. Кроха уже достаточно хорошо отточил умение сидеть, садиться из положения лежа, подниматься.

Загрузка...

В этом возрасте ребенок начинает брать мелкие предметы вытянутыми большим и указательным пальцами (щипковый захват); крупные же, наоборот, учится держать обеими руками.

С 9 месяцев малыш вступает в начальный этап кризиса первого года. Это обусловлено тем, что он встает на ножки и начинает ходить. Ходьба – первое основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития. Главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространственный мир ребенка, но и то, что кроха отныне отделяет себя от взрослого, в результате чего происходит дробление единой социальной ситуации «Мы» на «Я» и «Ты».

Теперь малыш осознает, что может выражать свои желания и требования по отношению к взрослым.

На девятом месяце жизни ребенок обычно спит ночью около 10 – 12 часов, просыпаясь среди ночи все реже, его непрерывный сон становится более продолжительным. Прервать его могут разные неприятности или проблемы со здоровьем. Родителям следует обратить внимание на то, что во время ночного сна малыш может раскрываться. Поэтому после вечернего туалета желательно одевать его в теплую пижаму. Помните, что до года малыш спит еще без подушки.

Дневной сон крохи обычно делится на два раза.

К концу девятого месяца ребенок должен уметь пить из чашки, слегка придерживая ее ручками (взрослый придерживает чашку за дно), спокойно сидеть на горшке и не пытаться вставать, производить разнообразные манипуляции с игрушками.

Девятимесячный малыш катает, вынимает, открывает, гремит предметами; нажимает на резиновую игрушку, так чтобы она издавала звук. Подражает действиям другого ребенка или взрослого; стучит одним предметом о другой; вынимает игрушки из коробочки и помещает их обратно, повторяя эту манипуляцию несколько раз. Подолгу самостоятельно играет.

Перечислим основные достижения ребенка к этому возрасту:

▪ В этом возрасте карапуз уже способен играть двумя предметами одновременно, держа их в разных руках и размахивая ими в различных направлениях.

▪ Кроха уже без труда может листать толстые страницы картонной книжки, периодически пытаясь взять их в рот.

▪ На девятом месяце жизни малыш не только умеет уверенно сидеть, он уже может лечь из положения сидя и сесть с положения лежа.

▪ Кроха научился брать мелкие предметы большим и указательным пальцами (щипковый захват), а большие вещи двумя руками.

▪ Любит рвать и мять бумагу, мнет в ладошке глину или другую пластичную массу.

▪ Ритмично прыгает и приседает у опоры или держась за мамины руки.

▪ Пытается переступать у опоры.

▪ В процессе ползания может разворачиваться в нужную сторону.

▪ Карапуз продолжает активное исследование пространства: трогает вещи, попадающиеся ему на пути, сует пальцы во все отверстия.

▪ Может научиться защищать себя и свои игрушки, отталкивая обидчика и громко возмущаясь.

▪ Особо смышленый кроха по просьбе взрослого может показать носик, ротик и прочие части тела у мамы, куклы, у себя в зеркале, иногда даже правильно «попадая» пальчиком в нужное место.

▪ Карапуз с радостью имитирует различные звуки.

▪ Кроха с радостью повторяет то или иное действие, если его хвалят.

▪ Находит игрушку, спрятанную у него на глазах.

▪ Выполняет простые просьбы (к примеру, берет предмет или отдает его взрослому, если тот попросит).

Восьмой месяц жизни ребенка

К восьмому месяцу жизни начинают постепенно замедляться темпы роста малыша. Таким образом, к концу этого месяца малыш прибавляет в весе около 400–500 г, а его рост увеличится на 1,5–2 см. Прирост окружности груди и головы составит по 0,5 см. Вес мальчика может составить 8500-9200 г, а его рост приблизиться к 71 см. Для девочки же нормой считается вес от 7900 до 8500 г, в то время как ее рост приблизится к 70 см.

В этом возрасте ребенок уверенно ползает по всему дому и изучает все, что попадается ему на пути. Малыш еще не осознает опасностей, которые могут подстерегать его в квартире – это обусловлено тем, что чувство любопытства перевешивает инстинкт самосохранения. Вот почему родителям следует максимально обезопасить свой дом, убрав из поля зрения крохи все острые, мелкие и бьющиеся предметы, средства бытовой химии, следует также закрыть заглушками электророзетки, обтянуть поролоном все острые углы, ступени и т.д.

Карапуз уже хорошо владеет кистью руки и может брать мелкие предметы при помощи большого и указательного пальцев. Он также может показать на тот предмет, который хочет взять и проследить глазами, куда показывает взрослый.

Загрузка...

Зрение и наблюдательность крохи настолько развиты, что он может заметить новую вещь в комнате. Во время игры малыш может отвлечься от процесса (например, когда в комнату входит взрослый), но затем снова вернётся к своему занятию.

Изучая комнату, кроха, находит предметы, за которые в будущем сможет подтянуться для того, чтобы встать. Малыш учится держать равновесие, переносить вес тела с одной ноги на другую. Только к 10 месяцам он будет стоять самостоятельно. Родителям же не следует торопить события и искусственно ставить его на ножки, организм малыша должен подготовиться к этому процессу.

На восьмом месяце жизни малыш обычно спит около 10–12 часов ночью и 1-2 раза днем. Ночной сон может прерываться, если кроху что-то беспокоит. Активный ребенок на восьмом месяце жизни может спать меньше чем раньше, но если он сильно устал, то проспит дольше. Если малыш перевозбудится за день, он, скорее всего, будет плохо спать ночью. Чтобы избежать бессонной ночи перед отходом малыша ко сну успокойте его поглаживанием, укачиванием, расслабляющим массажем.

К концу восьмого месяца кроха может похвастаться тремя или даже четырьмя, зубами. Как правило, это нижние и верхние центральные резцы. Однако родителям не стоит беспокоиться, если на восьмом месяце у малыша появляется лишь первый зуб — процесс прорезывания зубов индивидуален и зависит от большого количества факторов, в том числе и от наследственности.

Также у восьмимесячного крохи активно развивается зрение и слух. Острота зрения повышается - ребенок замечает и собирает мелкие крошки. Формируется бинокулярное зрение (способность смотреть на предмет двумя глазами, не кося) и цветоразличение.

Сидящий малыш может поднять и опустить голову, если источник звучания находится выше или ниже уровня его глаз, реагирует на звуки, которые удалены на расстояние трех-четырех метров.

Кроме того, на восьмом месяце жизни ребенок приобретает следующие навыки и особенности:

▪ У восьмимесячного крохи проявляется повышенный интерес абсолютно ко всему происходящему вокруг.

▪ Малыш предпочитает общество одиночеству, и отличает родителей от посторонних, опасаясь последних.

▪ У ребенка продолжается процесс прорезывания зубов; в 8 месяцев у крохи уже могут появиться 2 верхних центральных резца. Однако нормой считается и прорезывание первого зуба (один из нижних резцов).

▪ При поддержке или у опоры восьмимесячный ребенок уже хорошо стоит на твердой поверхности.

▪К роха не только держит голову, но и прекрасно ей балансирует.

▪ Малыш уже легко доползает к игрушке, которая лежит далеко от него. Карапуз также может ползать держа в руке игрушку.

▪ Ребенок в 8 месяцев самостоятельно садится из положения лежа на животе; сидит с ровной спиной, но из-за попытки задействовать обе руки может периодически «заваливаться на бочок».

▪ Восьмимесячный малыш поворачивается, когда слышит знакомый голос.

▪ Особо смышленый малыш играть с родителями в простые игры, например, давать игрушку, а затем ее забирать.

▪ Восьмимесячный карапуз ловко берет руками мелкие предметы; различает игрушки; ему нравится собирать их вместе, а также играть с предметами, издающими звуки.

▪ Кроха с удовольствием рассматривает себя в зеркале, гладит и пытается схватить собственное отражение.

▪ Малыш с удовольствием хлопает в ладоши, машет руками и пробует на вкус все предметы, попадающиеся ему на глаза.

Седьмой месяц жизни ребенка

За седьмой месяц малыш набирает примерно 600 г веса, прибавляет в росте примерно 2 см. Окружность его головы увеличивается на 0,5 см, а окружность груди – на 1 см. Такой интенсивный рост объемов грудной клетки обусловлен активным увеличением в размерах внутренних органов малыша.

К концу седьмого месяца малыш, скорее всего, уже будет сидеть, опираясь на ручки с прямой спинкой. Однако периодически он может терять равновесие и падать. Большинство малышей в этом возрасте уверенно сидят в детском кресле. Для удержания равновесия, в положении лежа на животе, карапузу уже достаточно опираться только на одну руку.

В этом возрасте ребенок совершенствует или формирует умение ползать. Чаще всего малыш сначала становится на колени, опирается на ручки и начинает раскачиваться. Некоторые дети сначала учатся ползать, пятясь назад, и только потом начинают делать это привычным способом. Кроме того, отдельные малыши предпочитают перекатываться с боку на бок. Задача родителей состоит в том, чтобы стимулировать кроху к движениям.

Превратите гимнастические упражнения в интересную игру: разговаривайте с младенцем, положите перед ним игрушки, к которым он будет тянуться. Поддерживая ребенка подмышки и поставив его на твердую поверхность, вы можете заметить улучшение опорной способности ног – малыш совершает пружинистые движения, напоминающие танец. Не забудьте позаботиться о безопасности карапуза: больше времени проводите рядом с ним, закройте розетки, уберите опасные предметы из поля досягаемости крохи.

Загрузка...

На седьмом месяце жизни малыш уже прекрасно владеет своими руками, хватает предметы, рассматривает их, ощупывает. Изучив предмет, маленький эксперт дает ему свою оценку («нравится» - «не нравится»), которую может выражать жестами, мимикой или звуками.

В этом возрасте дети начинают спокойнее спать ночью, если их ничего не тревожит. Кроха еще просыпается по ночам, но практически сразу после кормления спокойно засыпает снова. Поскольку малыш уже неплохо владеет своим телом, ночью он переворачивается и крутится в кроватке, может сбрасывать с себя одеяло. Если ночью в комнате температура опускается ниже 20°С, следует одеть карапуза в теплую пижаму.

Перечислим основные навыки, приобретенные ребенком на протяжении седьмого месяца жизни:

▪ На седьмом месяце жизни малыш совершенствует умение сидеть: он уже сидит с прямой спинкой, иногда упираясь в пол руками.

▪ Карапуз раскачивается вперед-назад, стоя на четвереньках.

▪ В этом возрасте появляется или же совершенствуется навык ползания.

▪ Хватание становится более координированным, оно происходит при участии ладоней и, частично, пальцев.

▪ Схватив вещь, малыш долго изучает ее, трогает руками или ногами, кусает, сосет.

▪ Если карапуз держит в каждой руке по предмету, он обязательно постарается ударить ими друг о друга.

▪ Карапуз пытается исследовать свое тело при помощи рук и рта.

▪ Любит наблюдать за собственным отражением в зеркале.

▪ Начинает понимать значение слова «нет» по тону голоса родителей.

▪ Продолжает произносить или петь слоги и звуки: «да», «па», «ма», «та», «ба».

Шестой месяц жизни ребенка

Вес мальчика может колебаться от 7300 г до 8100 г, а рост – составлять 66–68 см. Вес девочки, в среднем, составит 6800–7700 г, а рост – 65–67 см. В этом возрасте, как правило, длина окружности головы сравнивается с окружностью грудной клетки. Пропорции тела ребенка начинают видимо изменяться, постепенно приближаясь к пропорциям, характерным для взрослого человека.

К шестому месяцу постепенно нарастает двигательная активность малыша. Лежа на животе, ребенок перестает опираться на предплечья. Подняв грудную клетку и руки, двигая ногами, он совершает уверенные раскачивающиеся движения. Ребенок пытается ползать, активно переворачивается со спины на бок, на живот и обратно на спину; сидит с минимальной поддержкой. Карапуз уже может легко поворачиваться и выгибаться во все стороны.

В этот период родители должны особенно внимательно относиться к безопасности малыша: не следует оставлять кроху одного на диване или кровати, с которых он может упасть, если будет переворачиваться.

Если малыша поддерживать под мышки, он отталкивается от опоры кончиками пальцев ног, держит голову прямо, поворачивает ее из стороны в сторону.

Движения рук ребенка становятся более уверенными и координированными, формируется, так называемое, ладонное хватание предмета (всей поверхностью ладони и вытянутым большим пальцем).

На шестом месяце жизни ребенка совершенствуются и движения пальцев: теперь малыш может держать игрушки разного размера одинаково успешно и правой, и левой рукой, стучать ими, бросать, играть с несколькими игрушками одновременно.

Загрузка...

Шестимесячный карапуз получает немалое удовольствие от изменения положения тела, ведь это стимулирует его вестибулярный аппарат. Малышу нравится, когда взрослые держат его на руках, поднимают над головой, опускаете вниз, качают, кружится с ним по комнате. Такая игра очень полезна для развития вестибулярного аппарата крохи.

К концу шестого месяца малыш уже хорошо ест с ложки, захватывая пищу губами. Пьет из широкой чашки, которую держит взрослый, прикасаясь к ней губами.

В этом возрасте можно начинать приучать кроху к самостоятельному приему пищи, превратив обед в интересную игру: поставьте перед сидящим крохой тарелку с едой и слегка придерживайте посуду рукой, чтобы карапуз не мог перевернуть ее. Малыш будет пытаться достать содержимое тарелки сначала при помощи рук, а впоследствии и ложкой. Подведем итоги развития полугодовалого карапуза:

▪ На шестом месяце жизни кроха уже делает первые попытки ползти на животе, тянуться вперед, или пятиться назад.

▪ Поворачивается и наклоняется в любых направлениях.

▪ Перекатываясь со спины на бок.

▪ Подползает к игрушке, лежащей на расстоянии 10-20 см от него.

▪ Может сидеть сам или с поддержкой непродолжительное время.

▪ Вырабатывает определенные вкусовые пристрастия.

▪ Внимательно вслушивается в речь взрослых.

▪ Откликается на собственное имя.

▪ Издает разнообразные звуки.

▪ Долго и тщательно изучает предметы, пробует их «на зуб».

▪ Произносит новые согласные («ф»,«в», «с», «з», «м», «н»).

▪ Может сравнивать два предмета, держа один в правой, а другой в левой руке.

▪ Шестимесячный кроха формирует пассивный словарный запас, запоминая названия предметов.

Пятый месяц жизни ребенка

На пятом месяце жизни вес крохи, как правило, колеблется от 6250 г до 7600 г, а рост – от 63 см до 66 см. Еще на 1 см увеличивается окружность головы и на 1,5–2 см – окружность груди. В этом возрасте малыш подолгу лежит на животе, он уверенно опирается на предплечья и держит голову прямо.

Лежа, ребенок может с интересом рассматривать игрушки, расположенные прямо перед ним, и даже попытаться протянуть к ним руку. Малыш уже пытается ползать на животе вперед или назад, может перевернуться с живота на спину. Лежа на животе, он также может делать «ласточку»: вытягивает ручки и ножки, приподнимает голову и грудь, прогибается.

Карапуз уже пытается кувыркаться, особенно активный малыш в этом возрасте может раскачивается, находясь в колено-локтевой позе, лежа, изгибать свое тело различными способами.

Любимым занятием карапуза все еще остается сосание пальцев на ногах.

Если ребенка прислонить к опоре, то некоторое время (чуть меньше или чуть больше минуты) он может сидеть.

Малыш подолгу трясет погремушкой, вслушиваясь в ее звучание, рассматривает и тянет игрушку в рот. Выронив погремушку, карапуз пытается отыскать ее глазами.

Пятимесячный кроха очень любит наблюдать за своими руками и пытается схватить все, что попадается ему на глаза. Ребенок уже умеет перекладывать предмет из одной руки в другую и брать его двумя руками.

Он тянет в рот, жует и пробует на вкус все, что видит – это еще один способ познания окружающего мира.

По утрам малыш склонен просыпаться рано – в 6.00 или 7.00, а днем иногда спит два – три раза.

К этому возрасту у большинства детей заканчивается запас железа, который они получили от мамы еще до рождения. Теперь малышу необходимо получать минералы из других источников Если ребенок находится на искусственном вскармливании, то ему будет достаточно молочной смеси, содержащей железо. Если же малыш на грудном вскармливании – пополнить недостающий микроэлемент помогут железосодержащие каши и добавки.

Загрузка...

На пятом месяце жизни кроха приобретает следующие навыки:

▪ Находясь в вертикальном положении, пятимесячный малыш хорошо удерживает голову и держит ее прямо.

▪ Кувыркается, раскачивается и сгибается.

▪ Подтягивается на руках, держась за пальцы взрослого и пытаясь сесть.

▪ Малыш активно поднимает вверх ноги, может сосать пальцы на ногах.

▪ Хватает, удерживает, ощупывает, тянет к себе и бросает различные небольшие предметы.

▪ Играет с погремушкой, вложенной ему в руку.

▪ Умеет держать бутылочку одной или двумя руками.

▪ С удовольствием рассматривает лица на картинках.

▪ Протестует и сопротивляется взрослому, который пытается отобрать у него игрушку.

▪ Некоторые малыши в этом возрасте различают знакомых и незнакомых людей.

▪ Пятимесячный ребенок уже произносит почти все гласные звуки и некоторые согласные («д», «б», «л», «м»).

▪ Наклоняется, чтобы посмотреть на упавший предмет.

Четвертый месяц жизни ребенка

К четвертому месяцу жизни рост крохи может увеличиться еще 2-2,5 см. Размеры поджелудочной железы ребенка к этому возрасту, увеличиваются, как правило, в полтора раза, а его печень прибавляет 40-50 г.

Развиваются и двигательные навыки малыша: теперь он целенаправленно тянется к висящим над кроваткой игрушкам и захватывает их. Кроме того, кроха непрерывно совершенствует умение поворачиваться со спины на живот. Ребенок уже способен поворачивать голову в ту сторону, откуда слышен звук.

В этом возрасте малыш обычно спит днем четыре раза по два часа, а в перерывах между сном – бодрствует (примерно по полтора часа).

Число кормлений ребенка четвертого месяца жизни в день строго индивидуально, однако средние нормы интервалов между приемами пищи таковы:

▪ В том случае, если малыш находится на грудном вскармливании , допустимо продолжать кормить ребенка шесть раз в день;

▪ Если же вскармливание смешанное или полностью искусственное, то оптимально кормить ребенка пять раз в день с промежутками в четыре часа.

К концу четвертого месяца у малыша может начаться прорезывание первых молочных зубов. Отметим однако, что нормой считается отсутствие признаков прорезывания первых молочных зубов у детей до 6 – 8 месяцев. В любом случае, на четвертом месяце у ребенка начинается активное слюнотечение. Иногда оно может свидетельствовать о прорезывании зубов, однако зачастую обусловлено тем, что слюнные железы малыша начинают активно функционировать из-за введения в его рацион новой непривычной пищи. Если в результате обильного слюнотечения на подбородке крохи появляется сыпь или покраснения, следует смазать кожу ребенка жирным детским кремом или вазелином.

Загрузка...

На четвертом месяце жизни у малыша может меняться цвет и структура волос. Пушок, покрывавший голову при рождении, начинает постепенно сменяться на новые постоянные волосы. Этот процесс может продолжаться один-два месяца. Однако такое случается не со всеми малышами, и если вы не заметили подобных явлений у своего ребенка – не стоит волноваться, ведь это вовсе не обязательный процесс.

Наблюдая за развитием органов зрения младенца, отметим, что к концу четвертого месяца он уже сможет различать цвета. Его глаза хорошо фокусируются, и малыш видит на расстоянии 3,5 м. Движения глаз становятся более плавными, и ребенок уже с легкостью следит за движущимся предметом или человеком. Он даже протягивает разжатую ручку в направлении интересующего его предмета.

Важным моментом является то, что на четвертом месяце жизни ребенка эпизоды необъяснимого плача (например, из-за приступов кишечных колик) случаются реже. Кроха постепенно приспосабливается к внеутробной жизни, становится спокойнее.

Перечислим основные особенности развития ребенка на четвертом месяце жизни:

▪ Четырехмесячный малыш уже узнает маму и предпочитает ее всем остальным.

▪ В ответ на улыбку взрослого может не только сознательно улыбнуться, но и начать лепетать.

▪ Произносит первые слоги.

▪ Захватывает висящую игрушку одной или одновременно двумя руками и тянет ее в рот.

▪ В этом возрасте ребенок уже может осознанно держать игрушки руках, трясти и перемещать их.

▪ Приподнимает плечи и голову, лежа на спине.

▪ Лежа на животе малыш уже способен поднимать голову на 90°.

▪ Выделяет «любимые» игрушки, может уделять игре с ними больше времени, чем с остальными.

▪ При кормлении пытается поддерживать руками грудь или бутылочку.

▪ Четырехмесячный кроха уже способен испытывать такие чувства, как: страх, разочарование, любопытство и радость.

▪ Если игра особенно нравится малышу – он может громко смеяться и визжать от восторга.

▪ Переворачивается (в одну или обе стороны).

▪ Может производить движения, имитирующие ползание на животе и передвигаться в кроватке.

▪ Малыш начинает интересоваться своим отражением в зеркале, улыбается ему

▪ Смеется, когда его щекочут.

▪ Затихает, когда слышит музыку.

Третий месяц жизни ребенка

У трехмесячного малыша объем вдыхаемого и выдыхаемого за минуту воздуха в два раза больше, чем у новорожденного. Не отстает по своему анатомическому и функциональному прогрессу и пищеварительная система. Площадь поверхности слизистой оболочки желудка к этому месяцу обычно вырастает в три раза.
За третий месяц жизни карапуз наберет приблизительно 750–800 г массы, а его рост увеличится приблизительно на три сантиметра и может составить 62–65 см.

Грудное вскармливание по-прежнему имеет большое значение для благополучного развития нервных центров малыша: аминокислота таурин или длинноцепочечные жирные кислоты семейства омега, содержащиеся в материнском молоке чрезвычайно важны для интенсивно формирующегося мозга грудного ребенка.

Трехмесячный карапуз начинает играть с собственными руками, движения которых становятся свободными и более осмысленными. Ребенок подносит предметы к своему лицу (ко рту), тянется к игрушкам, гремит погремушкой, хлопает в ладошки и тянет их в рот. Лежа на животе, малыш может подниматься, опираясь на локти и предплечья и без труда держит головку несколько секунд. Младенец уже пробует сидеть, если его поддерживают за ягодицы или подкладывают под поясницу подушки (однако врачи не рекомендуют искусственным образом сажать ребенка – это может деформировать его позвоночник).

Кроха уже пытается переворачиваться со спины на бок, старается приподнимать голову, лежа на боку. Наиболее подвижные дети на 10-12 неделе пробуют перевернуться со спины на живот.

К концу третьего месяца ребенка начинают привлекать не только собственные ручки, но и ножки – он задирает их и с любопытством разглядывает.

Общий объем пищи к концу этого месяца увеличивается до 1 литра в сутки (включая сок и фруктовое пюре) и остается таким почти до конца первого года жизни.

Обычно трехмесячный ребенок спит около 15 часов в сутки, из них ночной сон составляет около 10 часов, а дневной сон делится на 3 раза. В этом возрасте кроха уже способен бодрствовать полтора – два часа подряд.

Важным этапом психофизического развития на третьем месяце является формирование туловищных реакций и вертикальной оси тела ребенка. Малыш, постепенно начинает чувствовать границу собственного тела, и понимать, что стол или кровать не являются его продолжением. Заметим, что дети, которые плохо переворачиваются, испытывают трудности в формировании понятия «я».

Загрузка...

На этом этапе развития ребенка происходят первые попытки переоценки пространственных представлений. То, что было сзади, стало снизу; то, что было справа, стало слева. Доказательством тому может служить противодействие мышц туловища движениям малыша. К примеру, если голова крохи повернута в право – напряжение в мышцах туловища возникает слева (и наоборот), т.е. с противоположной стороны.

На третьем месяце жизни ни ноги, ни руки для малыша еще не являются сознательной опорой, но их осознанное взаимодействие становится базой для последующего переворота со спины на живот и обратно.

Чему же еще может научится кроха за третий месяц жизни:

▪ Трехмесячный малыш уже смеется вслух.

▪ Капризничает и хнычет, если хочет привлечь внимание.

▪ Протестует и кричит, если ощущает дискомфорт.

▪ «Гулит» в ответ на звуки.

▪ Реагирует на присутствие родителей в комнате: издает звуки или начинает активно шевелиться.

▪ Намеренно задевает руками висящие над кроваткой игрушки.

▪ Захватывает игрушку и тянет ее в рот.

▪ Лежа на животе, может подтянуться на локтях и удерживать приподнятые плечи и голову в течение 10 секунд.

▪ Переворачивается со спины на бок.

▪ Упирается ножками в твердую поверхность, если его поддерживают под мышки.

▪ Не только поднимает голову, но и вращает ей из стороны в сторону.

▪ Находит источник звука и света.

▪ Малыш все чаще раскрывает кулачки.

▪ В этом месяце ребенок обнаруживает сначала существование рук, а затем ног.

▪ Действия становятся более произвольными, вытесняя младенческие рефлексы.

▪ Малыш напрягает и подтягивает свое тело, когда его берут на руки.

▪ Трехмесячный ребенок уже исследует свои глаза, нос, рот уши и волосы при помощи рук.

Второй месяц жизни ребенка

На пятой неделе рост малыша колеблется от 49 до 59 см, а вес может составлять от 3200 до 5000 г. К началу второго месяца ребенок прибавляет в весе 500–700 г, а к концу – еще 600-800 г. Напомним, что показатели недоношенных детей могут быть меньше нормы. Окружность головы малыша в два месяца в среднем составляет 35–38 см, а окружность груди может приближаться к 34–36 см

В начале второго месяца жизни здоровый ребенок обычно уже умеет недолго удерживать головку в вертикальном положении и, лежа на животе, сосредоточивать взгляд на лице взрослого или яркой игрушке. Малыша успокаивает сосание, с этого месяца по желанию родителей его можно приучать к пустышке.

В связи с интенсивным ростом увеличивается и потребность ребенка в пище: к концу восьмой недели норма составляет 750-785 г грудного молока в сутки.

На втором месяце жизни младенца увеличивается время прогулок: летом ребенок должен гулять под рассеянными солнечными лучами не менее 4 часов (2 прогулки по 2 часа). В холодное время года при температуре воздуха не ниже минус 10–12 градусов можно гулять 2 раза по 1,5 часа; если же мороз несколько сильнее, но нет ветра – можно выйти с ребенком на прогулку на 40 минут–1 час. Если же погода более холодная и ветреная, малыша можно положить спать на веранде, балконе или в комнате с открытым окном или форточкой, предварительно укутав.

К концу второго месяца ребенок обычно бодрствует не менее 1-1,5 часа после каждого кормления.

Загрузка...

В первой половине дня, в середине одного из периодов бодрствования, малышу, если не возражает врач, можно делать массаж, а также заниматься с ним простейшей гимнастикой. Проводя данные процедуры следует придерживаться основных правил детского массажа. Так, ребенок во время занятий должен чувствовать себя комфортно, быть в хорошем настроении. Начальные занятия должны продолжаться 5–7 минут, последующие – около 20 минут. Поглаживающие движения направляются снизу вверх, животик массируется по часовой стрелке, при этом не затрагивают правое подреберье (область печени). При массаже спинки обходят позвоночник. Массируя конечности, не трогают их внутренние поверхности.

Кроме того, если разрешает участковый педиатр, родители могут заниматься с малышом упражнениями в воде в домашней большой ванне. Раннее плавание полезно всем детям, особенно возбудимым, с повышенным мышечным тонусом. Однако температура воды и особенности проведения упражнений зависят от особенностей малыша, поэтому заниматься грудничковым плаванием можно только после получения конкретных рекомендаций врача. Большинство малышей хорошо переносят водные процедуры, однако есть дети, которые избыточно возбуждаются или пугаются, когда их помещают в ванну. С такими детьми не следует заниматься упражнениями в большой ванне. Для закаливания им будет достаточно купания (с расслабляющими настоями) в маленькой ванночке, массажа, гимнастики и прогулок на свежем воздухе.

На втором месяце жизни кроха радует родителей следующими умениями:

▪ Малыш может улыбаться в ответ на улыбку взрослого.

▪ Провожать взглядом движущийся предмет.

▪ Пытается издавать звуки («гулить», «агукать»).

▪ В положении сидя удерживает голову прямо, хотя через несколько секунд резко бросает ее

▪ Лежа на животе, малыш может поднимать головку на 45°.

▪ Поворачивает лицо к источнику звука, ищет его глазами.

▪ Провожает взглядом взрослого, отходящего от кроватки, и смотрит на него, если тот разговаривает.

▪ Демонстрирует в ответы на общение.

▪ Успокаивается, когда его берут на руки или когда он слышит или видит человека.

▪ Способен сосать палец.

▪ Может соединять ручки.

▪ Наиболее активные дети в этом возрасте уже способны имитировать ползающие движения.

Первый месяц жизни ребенка

Средней нормой для новорожденного считается рост от 46 до 56 см и вес от 2600 до 4000 г. К концу первого месяца жизни малыш в среднем набирает 600–900 г. Показатели недоношенных детей меньше. За этот же период здоровый ребенок в среднем вырастает на 3 см.

Помимо контроля массы тела, врачи производят измерение окружности головы ребенка (в среднем эта цифра составляет 34–36 см, а за первый месяц жизни увеличивается на 1,5 –2 см.) и окружности груди новорожденного (норма составляет 32–34 см.). Отметим, что рост, вес, окружность груди и головы ребенка на первом году жизни должны измеряться каждый месяц.

На протяжении первого месяца жизни малыш проводит во сне до 20 часов в сутки. Как правило, он спит лежа на спине, реже (если выкладывать специально) на животе.

Движения новорожденного по большей части являются некоординированными. В первые четыре недели у малыша наблюдаются следующие особенности моторики - лежа на животе, он приподнимает голову и может удерживать ее в таком состоянии несколько секунд. Ручки младенца согнуты в локтевых суставах, а ножки – в коленях. Кулачки обычно сжаты. Это проявления физиологического гипертонуса (повышенного тонуса) мышц-сгибателей, который обычно исчезает к 3–4 месяцу жизни.

В этот период движения ребенка напрямую сигнализируют о его состоянии: доказано, что, ощущая боль, грудной ребенок отводит большие пальцы рук, при этом сгибая пальцы ног. При вздутии живота малыш чрезмерно двигает ножками, а при появлении неприятных ощущений в ухе или головных болей ребенок активно крутит головкой.

Загрузка...

Адаптации малыша к внеутробной среде способствуют врожденные рефлексы (они управляются нижними центрами головного мозга). Одни рефлексы исчезают в первые месяцы жизни, другие со временем трансформируются в приобретенные, выходя на уровень сознания. Такие врожденные рефлексы, как дыхательный, рефлекс чихания, вздрагивания, моргания, зевоты, коленные рефлексы сохраняются у малыша на всю жизнь.

В период первого месяца жизни у ребенка выделяют восемь основных рефлексов:

1. Хватательный – проявляется во время поглаживания или легкого касания ладошки ребенка. Рефлекторно малыш схватывает и удерживает все, что касается его ладони.

2. Поисковый –малыш поворачивает головку, если касаются или поглаживают его щёчку. Этот рефлекс является необходимой составляющей инстинкта поиска пищи и питания.

3. Сосательный – если провести вокруг рта малыша пальцем или соской, он будет совершать губами движения, имитирующие сосание. Этот рефлекс также как и поисковый прочно связан с инстинктом питания.

4. Рефлекс Бабинского – если нажать пальцем на на возвышение подошвы стопы ребенка, пальцы ноги согнутся, словно пытаясь схватить давящий предмет. Если погладить подошву стопы, надавливая на пятку, пальцы ноги разойдутся веером, большой палец поднимется, а малыш обязательно пошевелит стопой.

5. Рефлекс Мора – новорожденный разводит и сводит руки и ноги, реагируя на громкий и внезапный звук.

6. Рефлекс Бабкина – при надавливании на ладонь малыш поворачивает голову и открывает рот.

7. Плавательный рефлекс – если новорожденного положить на живот, он будет совершать движения, подобные плавательным.

8. Рефлекс ходьбы – если младенца держать вертикально таким образом, чтобы его ножки касались опоры, то он рефлекторно будет совершать движения, имитирующие ходьбу.

Перечислим, какие действия способен выполнять новорожденный:

▪ На первом месяце жизни малыш удерживает в поле зрения движущийся предмет и может сосредоточить на нем взгляд.

▪ Фиксирует взгляд на склоненном над ним человеческим лице.

▪ Лежа на животике, пытается поднять и удержать голову на 45°.

▪ Реагирует на звон погремушки, прислушиваясь.

▪ Внезапно вздрагивает при громком звуке.

▪ Малыши, с которыми много разговаривают, к концу первого месяца уже способны «гулить».

▪ Если разжать пальцы младенца, он может схватить погремушку, но сразу же ее бросит.

▪ Способен удержать голову на одной линии с позвоночником, если его держать вертикально.

Подготовка ребенка к 1 классу

1senЛюбой  родитель согласится с тем, что процесс психологического перехода ребенка из статуса «дошкольник» в статус «младший школьник» есть самое настоящее волшебство. В это время ребенка занимает только одна мысль: «Я буду ходить в школу». Невероятные, завораживающие процессы происходят с ребенком в последние недели лета. Как же вести себя рядом с этим волшебством, чтобы не нарушить таинства взросления?
Какие только мысли, радости  и страхи не появляются в голове у ребенка, когда он находится на пути от детского сада к первому классу. Множество  проверок, тестов и других событий. От каждого только и слышно: «Уже большой!!! Ах, ты в школу  уже идешь? Хочешь в школу? А ты готов? Не подведи!». Социум с невероятной силой закручивает вихрь беспокойства, и без того поймавший детское сознание. Как же помочь ребенку? Очень просто. Нужно провести летние месяцы в очень мягкой и добродушной обстановке. Все знания и навыки, которые можно было получить к этому времени, уже получены. Теперь надо «не потерять, а  обрести».

Подробнее...

Как уложить ребенка спать

ne spitДумая о том, стоит ли тратить время и силы (иногда немалые) на укладывание беспокойного малыша, родителям стоит четко осознавать: нет нормального сна - нет нормального бодрствования. Ребенок, который не спит, как надо - не воспринимает информацию , как надо. Это верно , если мы говорим о периоде достаточно длительном - про все первые семь лет жизни ребенка. А правильные установки, касающиеся сна, нужны с самого младенчества.

Среди родителей бытует распространенное заблуждение - ребенок, с того момента, как он родился - человек, который сам знает, что и когда ему нужно. Он хорошо знает, когда ему нужно заснуть и сколько проспать.Что касается еды, то во многих случаях родители действительно могут положиться на естественное чувство голода у ребенка. Даже самый маленький младенец в состоянии показать, когда он голоден.

Подробнее...

Что делать, если ребенка дразнят

rebenka-draznyat-v-shkoleК сожалению, может случиться так, что у попавшего в новый коллектив ребенка появляются обидчики. Его начинают дразнить, а иногда и хуже: травить.
Можно, конечно, отмахнуться. Не обращай, мол, внимания. Ты ведь не такой, как тебя обзывают, правда? Ну и все, забыли. А не получается! Ведь если человека легко обидеть, значит, он очень неуверен в себе - в этом и кроется главная причина его несчастий.

Робость и застенчивость берут свое начало в самом раннем возрасте, когда ребенку каким-либо способом привили мысль, будто бы он не достоин уважения. И когда в один не очень прекрасный день на такого человека начинают сыпаться удары, он с готовностью их принимает - даже не пытаясь отстаивать свой суверенитет.

Подробнее...

Пять главных ошибок родителей

rugaetВырастить ребенка и не допустить ни одной, хотя бы маленькой, ошибки - задача из разряда невозможных. Промахи допускают все родители без исключения.

Если не верите - попробуйте вспомнить своих маму и папу: наверняка было что-то в вашем детстве, что бы вы с удовольствием изменили, если бы была возможность вернуться в прошлое.

Но это не значит, что не стоит стараться избежать ошибок - ведь если знать, какие ошибки допускают современные родители чаще всего, велик шанс не стать одним из них.

 

Подробнее...

Почему стоит приобрести ребенку аквариум

Все мы в детстве очень любили животных. Эта любовь для многих перешла и во взрослую жизнь. Наши меньшие братья очень многому учат нас. Общение с ними благотворно влияет на когнитивные процессы, происходящие в растущем организме малышей. Однако не все родители могут позволить завести то или иное животное в доме. И на то есть масса объективных причин.

Однако для большинства семей, где есть маленькие детки подходящим вариантом приобщения их к природе может стать аквариум с рыбками. Ведь вода является источником спокойствия, умиротворенности и гармонии, что будет очень полезно для малышей. А маленькие питомцы, например, рыбка Лабео или Гуппи, подарят массу радости ребятам. Но это не все на что способны обитатели аквариума.

Подробнее...

Игры для развития памяти

Учиться не нравится никому, а вот играть - пожалуйста. Вот поэтому развивающие игры для детей - лучший способ совместить приятное с полезным. Хорошие развивающие игры  можно приобрести в детских магазинах. Ну, а пока вы их еще не купили, попробуем развивать память с помощью игр, пользуясь подручными средствами.

Подробнее...